Сегодня, 8 апреля, в Японии праздник, который называется Хана Мацури, что в переводе с японского языка означает "Фестиваль Цветов". Этот негосударственный праздник по сути есть не что иное, как празднование дня рождения Будды (Камбуцу-э). В этот день Малый Зал каждого храма, который называется Ханамидо красочно украшается цветами, а прихожанам раздается особый сладкий цветочный чай Аматя, приготовляемый из лепестков разновидности гортензии. Считается, что этот напиток обладает магической силой, им омывают статую новорожденного Будды, которая стоит посреди специально установленного в храме бассейна. Многие верят, что если этим чаем смочить статую Будды в том месте, где болит, то человек исцелится, поэтому 8 апреля в японских святилищах можно встретить много больных людей, надеющихся избавиться от своего недуга. Сакральный чай также используют для написания разных оберегающих заклинаний и магических формул.
Служители храмов заваривают к празднику десятки литров чая из гортензии и предлагают его всем посетителям храма, которые также берут этот чай домой и пьют его с родственниками и друзьями.
Согласно древним преданиям Будда родился в саду Лумбини, который находился на южной оконечности современного Непала. Сразу после рождения он сделал семь шагов и сказал: «Я един на небе, един на земле». Сразу после этого с небес слетели девять драконов и окропили Будду чистейшей водой. Праздник Камбуцу-э традиционными действиями, которые совершает каждый пришедший в этот день в храм, омывая статую, символизирует события, описанные в старой легенде. Цветы же символизируют сад Лумбини, в котором родился Просветленный.
Самая древняя из японских статуэток Будды-младенца находится в храме Тодайдзи в Нара и считается национальным сокровищем. Зал декорируется большим количеством причудливо свисающих цветов, распускающихся в это время. Отсюда и название - ханамидо (храм цветов).
Раньше японский Праздник Цветов посвящался предкам и украшению святынь. В Японии Хана Мацури в настоящее время превратился в празднование Дня рождения Будды (Камбуцу-э), но в древности люди просто украшали дикими цветами семейные святыни. А синтоисты втыкали в могилы деревянные значки и произносили молитвы.
Исторические предания гласят, что впервые Камбуцу-э отмечался в 606 г. в храме Гэнкодзи (провинция Ямато) во время правления императрицы Суйко. Первое письменное упоминание о празднике встречается в 840 г. при описании церемонии празднования Дня рождения Будды в императорском дворце. Наиболее популярным праздник был в период Мэйдзи (1868—1912).
Сейчас в больших городах в честь Хана-Мацури устраиваются праздничные шествия, участники которых одеты в традиционные наряды. Кимоно и зонтики дам отличаются нежными весенними оттенками и особым, типично женским рисунком; мужчины и мальчики предпочитают более насыщенные и темные цвета с приличным их полу орнаментом. Женщины укладывают волосы в высокую прическу, украшая ее цветами по сезону, густо белят лицо и рисуют на нем маленький яркий рот; мужчины надевают на голову широкую ленту или остроконечную соломенную шляпу, какие носят крестьяне, работая в рисовых полях.
Улицы тоже украшаются – повсюду развешаны белые бумажные фонарики с красными и черными иероглифами и особые баннеры с нарисованными на них цветами вишни. Жилища японцы также украшают растениями - ставят ветки дикой азалии и дейции зубчатой, которые приносят с гор.
Кроме того, на Хана-Мацури устраивается самый настоящий карнавальный детский парад – с нарядной процессией и платформами. Некоторые из них передвигаются на плечах людей, другие - на больших колесах из позолоченного дерева. На одной из платформ обязательно располагается огромный слон из папье-маше, расписанный красной и белой краской. На его спине установлено что-то вроде миниатюрного паланкина, внутри которого сидит статуя Будды-ребенка. Нарядные дети подходят к Будде, кланяются и льют на голову статуи сладкий цветочный чай.
Дети во время Хана-Мацури – в центре внимания. И это правильно, ведь они тоже в своем роде – цветы!
|